Учебный кабинет в школе -это образовательное пространство, которое расширяет информационное поле образовательной среды, являясь центром урочной и внеурочной деятельности по предмету. Это своего рода учебно-методический центр, который обеспечивает более высокий уровень преподавания предметов и научную организацию труда учащихся и учителя. Он выполняет разные функции: обучающую, информационную, воспитательную..
Школьный кабинет в учебном процессе играет значительную роль. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему прямому назначению- обучать, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку
Я работаю в кабинете, который соответствует специфике деятельности учителя истории и обществознания. В нем созданы оптимальные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных. В кабинете есть современная мебель, компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска, электронные образовательные ресурсы, настенные карты по разделам образовательной программы, комплекты таблиц, электронно- звуковые средства, учебно- методическая литература.
Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения, которые являются не только источниками информации, но помогают также управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы передачи информации, позволяют чередовать различные виды работы (коллективные, индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся и значительно облегчают воспитание культуры общения.
Как известно, большую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому с помощью средств наглядности снимается дополнительная нагрузка на память учащихся, школьники лучше запоминают изучаемый материал. Средства наглядности я использую при изучении всех разделов курса истории.
Работе с учебником способствуют методические пособия, которые помогают организовать учебный процесс рационально. Это методические рекомендации к учебникам, дидактические материалы, сборники заданий и тестов, справочники и другая методическая литература.
Использую я в своей работе раздаточный материал. Прежде всего – с целью организации на уроке дифференцированного обучения, самостоятельной работы учащихся и затем, чтобы проконтролировать степень сформированности у учащихся того или иного навыка. Это индивидуальные карточки, тесты, контрольные и проверочные работы. Они хранятся в отдельных папках по темам.
В кабинете имеются постоянные и сменные стенды. На постоянных стендах – история нашей страны с древнейших времен до наших дней Сменные стенды оформляются в зависимости от темы урока или значимости мероприятия.
Здесь помещаются рекомендации-памятки по организации и выполнению какого-либо вида работы, результаты олимпиад, дистанционных и других конкурсов, лучшие творческие работы учащихся.
Владея информационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку. ИКТ значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку, дают возможность подготовить презентации иллюстративного и информационного характера. Ученики за урок могут не только познакомиться с событиями нашей страны, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся
В моей методической копилке имеются презентации по истории и обществознанию, созданные мною и моими учениками.
На уроке истории уместно показать видеофрагмент из фильма. Всего несколько минут показа, но учащиеся смогут уловить главное в изучаемом материале
Информационные технологии стали хорошим помощником учителю наряду с другими средствами обучения. Конечно, подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя времени и терпения, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.
Комплексное применение учебного оборудования, дидактических материалов, учебной и справочной литературы, творческих работ позволяют наиболее полно реализовывать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом.
В перспективе моей работы – создание учебного кабинета как творческой лаборатории учителя, с использование Интернет- технологий в условиях реального времени (виртуального кабинета). Это возможно с подключением к локальной внутренней сети школы с выходом в Интернет- пространство для возможности проведения текущего контроля знаний учащихся, для участия в дистанционных конкурсах, для проведения интерактивных проверочных работ и т.д. Когда в реальном учебном процессе осуществляется разумное сочетание традиционных и дистанционных форм взаимодействия, то эффективность и результативность обучения значительно повышается.
Виртуальный кабинет истории поможет мне формировать у моих учеников: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; владение устным и письменным общением, новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации (коммуникативные, информационные компетенции). Ведь данные умения прописаны в требованиях к результатам обучения и освоения курсов истории и обществознания в ФГОСу.